Исторический сайт военного кораблестроения
Судостроениеотрасль промышленности,
осуществляющая постройку
кораблей на предприятиях,
называемых верфями.
Снова на родине
Крылов вернулся на Родину и не узнал Россию так изменилось всё вокруг. Везде шло огромное строительство. Строились новые фабрики и заводы, шахты и железные дороги, доменные печи, электростанции, корабельные верфи. Создавались заново целые отрасли промышленности. Ленинский план электрификации небывалыми темпами претворялся в жизнь. Крылов много бывал за границей, но никогда и нигде он не видел ничего подобного. Страна наверстывала потерянные годы.

Она напрягала все силы, чтобы превратиться из отсталой аграрной страны в передовую индустриальную. Простые люди рабочие и крестьяне стояли у власти. Они работали теперь не на помещиков и буржуазию, а строили свое государство. И это сказывалось во всем. Творческий энтузиазм охватил миллионы трудящихся. Люди вкладывали в работу всю свою энергию и умение. Труд из подневольной каторжной повинности становился любимым делом. В борьбе за выполнение планов рабочие показывали небывалую производительность труда.

Где, за границей, с ее капиталистическими предприятиями, мог быть такой размах, такой трудовой подъем, такой героизм? Только в стране, где власть принадлежала народу, только народ-хозяин, народ-творец мог строить такую жизнь. Со свойственной ему энергией Крылов включился в строительство новой жизни. Его всегда захватывала радость созидания. Он любил свой народ и готов был отдать ему все свои силы.

Перед Крыловым сейчас лежали широкие горизонты. Именно теперь, больше чем когда-либо, он мог развернуть свою деятельность. Сразу же по приезде Алексей Николаевич становится консультантом во многих учреждениях и предприятиях. Он бывает в научно-исследовательских институтах и на заводах, в конструкторских бюро, лабораториях, Оптовом бассейне, на артиллерийских полигонах. Ни один проект, относящийся к судостроению, ни одно серьезное мероприятие в жизни флота не проходит без участия Алексея Николаевича.

Он ищет простые и лучшие способы решения, не боясь новых методов, если даже старыми пользовались многие годы, и протестует против имеющейся привычки "считать всё, что носит заграничный штамп, за непреложную истину", а учив корабельных инженеров жить в технических вопросах своим умом. В это же время Алексей Николаевич снова берется за любимое дело своей жизни воспитание молодых специалистов. Он опять начинает преподавать в Морской академии.

Лекции его, как всегда, отличаются предельной ясностью и простотой изложения, оригинальностью, глубиной материала, точностью формулировок. Меткий юмор, кстати сказанная пословица, случаи из морской жизни захватывают слушателей и заставляют их с неослабным вниманием следить за ходом мысли замечательного педагога. Только что прозвенел звонок, и почти сразу же в аудиторию входит Алексей Николаевич.

Он одет в черный костюм. Круглая борода с проседью аккуратно подстрижена. Живые карие глаза смотрят серьезно и чуть лукаво, и от всего его облика веет бодростью и энергией. Слушатели встают, приветствуя Алексея Николаевича. Он кланяется в ответ, берет ,в руки мел и подходит к доске. Лекция началась. Четким, ясным почерком Алексей Николаевич пишет на доске формулы, уравнения, выводы. Он дает пояснения и располагает всё в таком строгом порядке, что у слушателей не возникает никаких сомнений.

Алексей Николаевич читает не торопясь, иногда ставит вопросы и потом сам на них отвечает. Такой метод помогает слушателям лучше усваивать материал. Крылов никогда не заглядывает в свои конспекты лекций. Лишь изредка он становится сбоку от доски и внимательно рассматривает написанное, как бы собираясь с мыслями, затем продолжает вывод. Но вот разбор трудного вопроса закончен. Алексей Николаевич записывает окончательный результат.

Теперь он рассказывает слушателям, какое значение имеет полученная формула для практики. Непотопляемость, говорит он, есть основное качество корабля. В понедельник 15 апреля 1912 года в Лондоне распространились слухи о крупной аварии, которую потерпел громадный океанский пароход , "Титаник", вышедший в свое первое плавание из Англии к берегам Америки. Одни люди верили слухам, другие доказывали, что с "Титаником" ничего случиться не может, так как на нем всё предусмотрено; но на следующий день был положен конец всем спорам.

В утренних газетах появилось правительственное сообщение о том, что в Атлантическом океане близ мыса Рас пассажирский пароход "Титаник" наскочил на ледяную гору и погиб. Вместе с ним в морской пучине было погребено около полутора тысяч жизней. Люди всех стран .были потрясены катастрофой с "Титаником". В чем же причина гибели "Титаника" и как можно предотвратить подобные катастрофы?

Крылов рисует на, доске разрез корабля. Он показывает на чертеже, в каком месте получил, пробоину "Титаник", последовательно рассматривает весь ход событий и убедительно доказывает, что пароход мог бы и не затонуть, если бы на нем были соблюдены принципы непотопляемости. Но, говорит Алексей Николаевич, в капиталистических странах больше заботятся о доходности судна, нежели о его безопасности.

Роскошная отделка карт, огромные салоны, бальные залы в три палубы, словом, потворство вкусам богатых пассажиров вот что дает прибыль и потому считается за основное. И не нам у них учиться, а их надо учить, как и чем обеспечивается непотопляемость корабля. Даже подобные катастрофы их ничему не научат Такая задача может быть разрешена лишь в социалистически организованном государстве. Лекция закончена. Слушатели расходятся, унося с собой яркое впечатление от только что разобранного вопроса из курса теории корабля.

Так Алексей Николаевич серьезными математическими выкладками и живыми примерами из морской жизни, глубоким разбором теории и показом приложения ее на практике обучал молодых советских специалистов морской науке. Он будил в них жажду познания и дерзость смелого искания в науке новых путей. Молодежь очень любила лекции Крылова. "Среди слушателей лекции Алексея Николаевича Крылова пользовались исключительной популярностью.

Он читал с большим творческим горением, передавая слушателям все свои знания, весь свой опыт", вспоминает ученик Крылова Сергей Тимофеевич Яковлев. Наряду с решением серьезных практических задач и педагогической работой Алексей Николаевич ведет большую научную работу. Он является директором Физико-математического института Академии наук. Работу института Крылов старается приблизить к решению практических задач, стоящих перед страной.

В стенах института решаются самые разнообразные вопросы из области кораблестроения, электротехники, приборостроения. Алексей Николаевич часто выступает на заседаниях Академии, читает лекции при институте, руководит работами сотрудников и пишет сам ряд научных работ. В своем замечательном труде "Расчет балок, лежащих на упругом основании" Алексей Николаевич дает совершенно новый метод расчета механических систем, в частности частей корпуса корабля, значительно упрощая имеющиеся способы расчета.

Большую пользу принесла его работа "Об определении критических скоростей вращающегося вала". В ней Крылов показал, как несовершенны и громоздки были применявшиеся до сих пор расчеты по способам иностранных специалистов. Алексей Николаевич создал свой метод расчета, который был Значительно проще. Метод Крылова и до сего времени с успехом применяется не только в судостроительной, но и вообще в машиностроительной промышленности.

В 1932 году вышел большой труд Крылова "Общая теория гироскопов и некоторых технических их, применений". Гироскопом называется прибор, в котором используются свойства быстро вращающегося твердого тела. Кто не знает детскую игрушку волчок. Пока волчку не сообщено быстрое вращение, он остается безжизненным и неподвижным. Но стоит только его "раскрутить", как он оживает и приобретает удивительные свойства.

С какой уверенностью, точно поддерживаемый невидимой силой, сохраняет он равновесие, балансируя на кончике своей оси! И чем быстрее вращается волчок, тем он будет устойчивее. Не всегда удается даже приложением силы наклонить его. Но, если в конце концов это и удастся, удивительнее всего будет то, что волчок наклонится не по направлению действия силы, а по перпендикулярному направлению. Это явление называется прецессией.

Замечательные свойства быстро вращающегося волчка уже давно привлекали внимание людей. В 1765 году Леонард Эйлер в своем труде "Теория движения твердых тел" дал впервые изложение теории вращающегося волчка. В 1852 году французский ученый Леон Фуко построил прибор, в котором так подвесил быстро вращающийся волчок, выполненный в виде диска с тяжелым ободом, чтобы ось его могла свободно перемещаться в пространстве. Этот прибор Фуко назвал гироскопом ("указатель вращения"), так как с помощью его Фуко демонстрировал факт суточного вращения Земли.

Позднее над вопросами вращения твердого тела работали многие исследователи. Немалый вклад в это трудное дело внесли выдающиеся русские ученые, такие, как создатель теории вращательного движения снаряда в артиллерии Н. В. Маевский, знаменитый математик С. В. Ковалевская, "отец русской авиации" Н. Е. Жуковский. В 1893 году вышла в свет работа русского ученого А. С. Домогарова "О свободном гироскопе", где впервые с исчерпывающей полнотой, математически точно и строго была изложена теория гироскопов.

Однако практическое использование гироскопа долго не удавалось осуществить. Лишь в начале ХХ века был построен гироскопический компас, который вскоре получил широкое распространение во всех флотах. Гироскопический компас основан на способности быстро вращающегося гироскопа реагировать на суточное вращение Земли.


Спонсор публикации: